2024-ГОД СЕМЬИ В РОССИИ
-
Сведения об образовательной организации
- Медиа
- Родителям
- Педагогам
- Воспитательный процесс
- Новости
- Педагогический состав
- Контакты
- Опросы
- Обращения граждан
- Отзывы
- Организация приема ребенка в детский сад
- Антикоррупционная деятельность
- Независимая оценка качества образовательной деятельности
- Информационная безопасность
- Антитеррористическая безопасность
-
Для вас, родители!
- Для вас, родители!
- Развивающие игры для детей в домашних условиях
- Памятка для родителей "Что должен знать ребенок в 7 лет перед школой"
- Консультация для родителей по безопасности детей дошкольного возраста
- Консультация для родителей. Приобщение дошкольников к труду
- Консультация для родителей «Чтение - вот лучшее учение»
- Консультация для родителей. Познавательное развитие дошкольников
- Развитие читательского интереса у младших школьников. Рекомендации и советы для родителей
- Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника
- Игры на развитие самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
- Консультация для родителей. Если ребенок привязан к маме
- Безопасность детей: правила поведения ребенка в различных ситуациях.
- Комплектование
- Методический кабинет
- Аттестация педагогических работников
- Профсоюзная страничка
- Организация питания в ДОУ
- Детский сад года-2022
- 2023 Год педагога и наставника
- МКДО
- Правила хранения лекарств дома
- Десятилетие детства в России 2018-2027
- Переход ДОУ на ФОП ДО
- Дорожная безопасность
Полезные ссылки
Партнеры
О наставничестве
«Уча других, мы учимся сами» (Л. Сенека)
О роли наставничества в дошкольном образовательном учреждении
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Выпускники педагогических ВУЗов и колледжей все реже работают по специальности. И поэтому их появление в коллективе – это радость и для руководителя, и для педагогов. Зачастую в детские сады приходят специалисты, имеющие педагогическое образование, но не специальное, без опыта работы.
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из нихбоятся собственной несостоятельности и критики администрации, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни, тем более, на инновации. Проблема также в том,что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, ивсе вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма. В большинстве случаев, неудовлетворенность молодых воспитателей своей работой полностью лежит на совести администрации и, прежде всего, старшего воспитателя, психолога, педагогического коллектива.
Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях.Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников –актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов. В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.
Говоря о наставничестве, мы имеем в виду одну из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой молодой или начинающий педагог практически осваивает персональные приёмы под непосредственным руководством педагога-мастера.
Наставничество может быть коллективным, когда за одним молодым или начинающим специалистом закрепляется несколько наставников, и индивидуальным. В опыте работы нашего учреждения используется индивидуальная форма наставничества, хотя и другие педагоги всегда с готовностью делятся опытом и рады помочь молодому или начинающему коллеге.
Наставничество направлено на обеспечение более быстрого вхождения в должность молодого педагога и в нашей практике позволяет:
– повысить качество профессиональной подготовки и квалификации;
– развить у молодых и начинающих специалистов позитивное отношение к педагогической деятельности, дать им возможность быстрее достичь рабочих показателей, необходимых ОУ;
– предоставить наставникам возможность карьерного роста, поощрить за хорошую работу, признать их заслуги;
– снизить текучесть кадров, уменьшив количество молодых специалистов, уволившихся в течение первых лет педагогической деятельности.
Целью наставничества является оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении, а также формирование в нашем образовательном учреждении кадрового ядра.
Основными задачами педагогического наставничества мы считаем:
– привитие молодым и начинающим специалистам интереса к педагогической деятельности и закрепление педагогов в ДОУ;
– ускорение процесса профессионального становления педагога и развитие способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;
– адаптация к корпоративной культуре, усвоение лучших традиций коллектива, правил поведения в образовательном учреждении, сознательное и творческое отношение к выполнению своих должностных обязанностей.
В формировании системы наставничества мы определяем такие основные принципы:
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника.
2. Контакт наставника и подшефного.
3. Личный пример наставника.
4. Доброжелательность и взаимное уважение.
5. Уважительное отношение к мнению подшефного.
6. Направленность плановой деятельности наставника на воспитание и профессиональное становление подшефного.
Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен постоянно поучать молодого и неопытного коллегу или только демонстрировать свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным. В своей работе с молодым педагогом он должен применять наиболее эффективные формы и методы:
– обучение на рабочем месте;
– участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города);
– самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы;
– обучение на курсах повышения квалификации;
– открытые занятия коллег;
– решение и анализ педагогических ситуаций;
– обучение составлению подробных планов-конспектов занятий и т.д.
Конечно же, все начинается со знакомства. Это знакомство молодого или начинающего специалиста с коллективом, с корпоративной культурой, усвоение лучших традиций коллектива и правил поведения в детском саду. Следующий этап в работе – ознакомление с особенностями построения образовательно-воспитательной работы. В начале сотрудничества уточняются вопросы, которые наиболее актуальны для молодого или начинающего специалиста, а также наставник выделяет важные на его взгляд моменты в работе и акцентирует внимание подшефного на них. Наставником составляется план работы.
Результатами введения системы наставничества в нашем учреждении являются:
– система работы, которая объединяет деятельность молодого педагога и наставника, а также узких специалистов и администрации учреждения;
– копилка эффективных форм и методов работы, которые содействуют дальнейшему профессиональному становлению молодого специалиста;
– работа молодого воспитателя по самообразованию, что позволяет ему пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять анализ возникающих в работе с детьми ситуаций;
– необходимая помощь и поддержка начинающему педагогу на самом трудном этапе вхождения в новый коллектив и профессию.
Таким образом, использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.
Форматы наставничества в детском саду
1.Традиционный формат наставничества –«педагоги-стажисты – молодые педагоги»
Наставник – педагог с опытом Наставляемый – молодой педагог
В чем суть формата: наставник помогает молодому педагогу выстроить профессиональный маршрут, подсказывает, как решать рабочие задачи. Также наставник берет на себя ответственность за качество педагогического процесса в группе наставляемого, координирует его педагогическую деятельность. Он вовремя реагирует на изменения в педагогическом процессе, грамотно распределяет силы, чтобы трудности не испугали молодого педагога.
Профессиональная помощь опытного воспитателя дает возможность молодому педагогу избежать многих ошибок в работе с детьми, родителями, документами. Молодой педагог в короткие сроки развивает необходимые для педагогической деятельности навыки и умения.
Ожидаемый результат: наставник поможет сформировать индивидуальную систему педагогической деятельности конкретного педагога, которая будет отличать его от коллег и позволит стать конкурентоспособным в профессиональной среде. Работа в паре научит молодого педагога анализировать свои педагогические действия, сформирует у него эмоционально-ценностное отношение к профессии на личном примере наставника.
2.Современный формат наставничества – «педагоги с высоким уровнем ИКТ-компетентности – педагоги с трудностями в этой области»
Наставник – чаще всего молодой педагог, который владеет ИКТ-технологиями Наставляемый – педагог старшего поколения, который испытывает трудности в освоении компьютерной грамотности
В чем суть формата: наставник помогает наставляемому освоить компьютер, учит его работать на интерактивной доске, с мультимедийной установкой, искать нужную информацию на профессиональных сайтах, создавать образовательные продукты с использованием ИКТ и электронных ресурсов. В результате молодой педагог получает возможность реализовать себя, повысить свою самооценку. Опытный педагог учится организовывать образовательный процесс с помощью ИКТ и наполнять его новым содержанием.
Преимущество формата – взаимообмен знаниями и опытом между наставниками и наставляемыми. Опытные педагоги несильны в ИКТ, но владеют методикой и знают возрастные особенности детей дошкольного возраста. Молодые педагоги внедряют современные цифровые технологии, но забывают о принципе дошкольной педагогики «Не навреди!». Опытные педагоги помогают молодым коллегам выработать стратегию, чтобы вместе грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе детского сада.
Ожидаемый результат: педколлектив освоит ИКТ-технологии и начнет применять их в образовательном процессе не от случая к случаю, а постоянно. Все педагоги будут в равной степени и на высоком уровне использовать их в работе с воспитанниками и родителями.
3.Расширенный формат наставничества –«заинтересованные педагоги – ответственные родители»
Наставник – педагог Наставляемые – родители
В чем суть формата: наставническая деятельность выходит за пределы педколлектива. Педагог в качестве наставника взаимодействует не другим педагогом, а с родителями. Он продолжает оказывать педагогическую поддержку всем родителям воспитанников своей группы, но с одной или двумя семьями выстраивает индивидуальную работу: подробно разбирает проблемы в общении с ребенком, дает рекомендации.
В ходе наставничества педагог формирует с родителями доверительные отношения. Он не указывает им на ошибки в воспитании ребенка, а подсказывает, как надо. Родителям такой формат общения позволяет открыто говорить с педагогом о своих трудностях, так как они начинают видеть в нем союзника.
Ожидаемый результат: данный формат наставничества поможет создать в детском саду профессионально-родительское сообщество. Родители и педагоги выработают единые требования и подходы к воспитанию детей.
4.Организационно-управленческий формат наставничества – «заведующий – старший воспитатель»
Наставник – заведующий Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: заведующий и старший воспитатель учатся согласовывать свои действия, формируют единые требования к педагогам. Они создают коллектив единомышленников, в котором чтут, сохраняют традиции и осваивают инновации.
Старший воспитатель – руководитель второго звена, поэтому часть его обязанностей носит управленческий характер. Совместно с заведующим он подбирает и расставляет педагогические кадры, комплектует группы. Также старший воспитатель отвечает за повышение профессиональной компетенции педагогов, от которого напрямую зависит качество образовательной деятельности в детском саду. Сориентироваться в большом объеме новой деятельности начинающему старшему воспитателю помогает заведующий, у которого есть опыт организационно-управленческой и методической работы.
Ожидаемый результат: заведующий и старший воспитатель создадут положительный психологический климат в коллективе. Степень удовлетворенности педагогов собственной деятельностью станет выше, они будут больше вкладываться в работу, что повысит качество образовательной деятельности в детском саду.
К сведению. В 2020 году Минпросвещения утвердило Концепцию создания единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров и запустило процесс «перезагрузки» методических служб на городском уровне и уровне образовательных организаций. Формат наставнической деятельности, когда заведующий выступает наставником, позволит обеспечить сопровождение старшего воспитателя на данном переходном этапе и в дальнейшем создать эффективную методическую службу в ДОО.
5.Инновационный формат наставничества – «научный руководитель – старший воспитатель»
Наставник – научный руководитель Наставляемый – старший воспитатель
В чем суть формата: научный руководитель помогает старшему воспитателю поднять уровень методической работы в детском саду до научно-методической. Он учит старшего воспитателя формулировать выполнимые цели, прогнозировать положительный конечный результат инновационной деятельности, доносить свои идеи до коллег, чтобы они поняли, приняли их и захотели осуществить. Также научный руководитель помогает сформировать в коллективе группу единомышленников, которые будут транслировать остальным педагогам настрой на успех.
Ожидаемый результат: наставник поможет старшему воспитателю подготовить и включить в инновационную, опытно-экспериментальную деятельность весь педколлектив и добиться высоких результатов. Например, освоить и внедрить современные педтехнологии или разработать свои, а затем транслировать их профессиональному сообществу.
6.Перспективный формат наставничества – «педагоги детского сада – старшие школьники»
Наставник – педагоги Наставляемые – старшие школьники
В чем суть формата: детский сад и средняя школа в рамках договора о сотрудничестве организуют работу по профориентации школьников – знакомят их с профессией «воспитатель дошкольного образования». Старшие школьники проходят обучение на базе детского сада. С каждым из них работает наставник, который «погружает» в профессию воспитателя, формирует у них элементарные теоретические и практические навыки.
Школьники участвуют в жизни детского сада, знакомятся с режимом дня, взаимодействуют с дошкольниками. Под руководством воспитателей они организуют с детьми разные виды деятельности. В конце обучения наставники анализируют результаты своих наставляемых, разбирают с ними их трудности, дают рекомендации по дальнейшему обучению.
Ожидаемый результат: педагоги мотивируют учеников получить профессию воспитателя, чтобы в дальнейшем они пополнили штат детского сада. Школа выполнит задачи по профориентации школьников и обеспечит им возможность погрузиться в профессию на этапе выбора. Школьники получат представление о профессии воспитателя, смогут примерить ее на себя.
К сведению. В июле 2022 года на совещании Президента с членами Правительства министр Сергей Кравцов подчеркнул, что Минпросвещения уделяет особое внимание ранней профориентации и подготовке будущих педагогических кадров. Есть задача – привлечь в педагогические вузы еще больше молодых и мотивированных выпускников, которые осознанно сделают выбор в пользу профессии педагога.
КАЛЕНДАРЬ ГОДА ПЕДАГОГА И НАСТАВНИКА
Главная дата Года педагога и наставника – 200-летний юбилей основоположника отечественной педагогической школы Константина Ушинского. Он родился 3 марта (19 февраля по старому стилю) 1983 г. Есть разночтения: многие источники указывают 1824 г. рождения Ушинского. Но это распространенная ошибка, допущенная десятилетия назад биографами. Мать Константина Дмитриевича указала именно 1823 г.
Константин Дмитриевич является автором книг «Родное слово» и «Детский мир». Это были первые в России общедоступные учебники для начального обучения детей, книги, понятные всем детям: рассказы и сказки о жизни природы и о мире животных. Ключевые активности учреждений культуры важно приурочить ко дню рождения знаменитого педагога.
17 января — Международный день наставничества
21 января — Международный день аспиранта
25 января — День студента
7 февраля —День российского бизнес-образования
19 февраля — День рождения Константина Ушинского
1 марта — Всемирный день гражданской обороны (День учителя ОБЖ)
13 марта — 135-летие педагога Антона Макаренко
14 марта —Международный день числа «Пи» (День учителя математики)
2 мая — Всемирный день астрономии (День учителя астрономии)
22 мая —Международный день биологического разнообразия (День учителя биологии)
24 мая —День славянской письменности и культуры
25 мая —День филолога
12 августа — День физкультурника (День учителя физкультуры) (вторая суббота августа)
1 сентября — День знаний
8 сентября —Международный день распространения грамотности
26 сентября —День европейских языков (День учителя иностранных языков)
27 сентября —День педагога дошкольного образования
28 сентября —105 лет педагогу Василию Сухомлинскому
1 октября —Международный день музыки (День учителя музыки)
2 октября —День социального педагога
5 октября —День учителя
19 октября —Всероссийский день лицеиста
30 октября —День школьных библиотек (последний понедельник в октябре)
30 октября —День матери в РФ (мама – главный наставник!)
17 ноября — Международный день студентов
4 декабря —День информатики(День учителя информатики)
14 декабря — День Наума Грамотника – день, когда на Руси начинались занятия